Фотостоки

В 2006 году на аукционе «Сотбис» в Нью-Йорке копия снимка под названием «Пруд в лунном свете» ушла с молотка за рекордную цену почти в три миллиона долларов. Этот кадр сделал на Лонг-Айленде в 1904 году основоположник американской фотографии Эдвард Стейчен. На самом деле своя цена есть у любой фотографии.

Огромное количество печатных изданий – книг, журналов, периодики, календарей, несметное количество сайтов самого разного содержания – требуют оформления. Дизайнеры постоянно находятся в поиске новых оригинальных и качественных иллюстраций. Рынок изображений, полученных фотографическим путем, либо созданных на компьютере при помощи векторной графики, огромен и борьба за каждого клиента здесь не прекращается.

Банки для дизайнеров

Фотография – такой же объект авторского права, интеллектуальная собственность как книга, фильм или музыка. Право на снимок возникает в момент его создания и принадлежит автору. И никто не имеет право использовать изображение без разрешения. Таким образом, если вы хотите честно оформить свое издание, рекламный буклет, сайт или другую продукцию, есть несколько путей. Первый – заказать съемку у фотографа, подписав соответствующие бумаги о том, что права на использование снимков на тех или иных условиях переходят к вам. Второй – приобрести уже готовые фотографии непосредственно у мастера, опять же подписав необходимые документы. И третье – обратиться в так называемый фотобанк (или фотосток). Эти компании делятся на традиционные и микропейментовые.

В классические хранилища мастера сдают негативы, пленки и слайды, в последнее время – снимки в цифровом виде. Фотографии продаются по лицензии RightsManaged (RM). Она дает клиенту эксклюзивные права на применение изображения, но накладывает ряд ограничений – например, по срокам или территории распространения. То есть компания может приобрести фотографию и использовать ее на территории США и Канады. Банк гарантирует, что больше ни у кого в этих странах такого снимка не будет.

Кроме того, по лицензии RM регистрируется каждая продажа, всегда известно, кто купил, когда и как использовал фотографию. Если вы приобретаете изображение для корпоративной рекламы, наверняка захотите иметь эксклюзивные права на него – чтобы такое же не появилось у конкурентов или в антирекламе. Из-за этого RM-лицензии недешевы, и фотографии в традиционных банках стоят от 100 до 1000 долларов за штуку.

Дешево и сердито

С расширением рынка сбыта фотографий появилась необходимость в большом количестве дешевых изображений. Для оформления веб-сайта никто не будет покупать каждую картинку за 100 и больше долларов. Во флаерах и буклетах также нет смысла использовать дорогие иллюстрации, а содержать штатного фотографа не всегда выгодно. Поэтому назрела необходимость ввести дешевые лицензии. Были созданы так называемые микропейментовые фотобанки (micro – минимальный, payment – платеж, англ.). Они придумали лицензию RoyaltyFree (RF), которая предполагает ограниченное использование фотографии. В отличие от RM, которая разрешает применять изображение многократно, в RF одна продажа означает одно использование.

Микропейментовые фотобанки торгуют по стандартной RoyaltyFree (sRF) лицензии и так называемой расширенной (extRF). Вторая позволяет коммерческую перепродажу, печать больших тиражей или многократное использование фотографии. Стоимость sRF составляет 1-10 долларов за снимок, extRF – 20-50 долларов.

На гребне микропродаж

Микропейментовых банков сейчас очень много, и новому игроку, который захочет выйти на рынок, нужно будет немало потрудиться. Нужно будет убедить фотографов, что новая фирма сможет продавать снимки не хуже, чем существующие «середнячки». Иначе серьезные мастера не будут выставлять свои работы на продажу.

Фотостоки минимальных платежей делятся на три эшелона. Лидеров только два – американский Shutterstock и канадский iStockphoto. Они  стабильно держат 60-65 % рынка. Во второй эшелон можно отнести французскую Fotolia, румыно-немецкий Drеаmstime. Их доля – порядка 30 %. Третий эшелон – самый многочисленный, но не самый успешный. Наиболее известны здесь BigstockPhoto, 123RoyaltyFree и CanStockPhoto. Они делят оставшиеся проценты в этой бизнес-нише.

Конкуренция на рынке предельно жестока. Новые фотобанки идут на любые ухищрения, чтобы привлечь фотографов. Например, платят за загрузку изображений, устраивают соревнования, конкурсы. Так, когда начинала набирать базу Fotolia,  фотографам платили за каждое загруженное изображение независимо от того, будет оно продаваться или нет. Сейчас, видимо, французы решили обновить и расширить каталоги, и они снова стимулируют загрузку. Тот, кто в течение нынешнего месяца выложит на продажу наибольшее количество работ, получит 3000 кредитов (1 кредит = 1 доллар).

Базы передовых микропейментовых стоков насчитывают 2,5-3 миллиона изображений. Однако это очень мало в сравнении с традиционными банками, где библиотеки исчисляются десятками миллионов снимков.

С точки зрения фотографа

Андрей, менеджер: «У каждого стока своя специфика. На Shutterstock нужно постоянно заливать новые фотографии, если прекратить пополнять портфолио, сразу начнется резкий спад продаж. А на iStockphoto можно один раз загрузить хорошую фотографию, и она будет постоянно и долго продаваться.

Есть теория, что 80% доходов приносит лишь пятая часть снимков в портфолио. И действительно, получается, что основной оборот делают несколько изображений. Например, у меня есть фотография колосков на белом фоне. Я снял их случайно, но только на Shutterstock они «заработали» около 100 долларов менее чем за год. По общим меркам это очень мало, но за время, что я работаю со стоками, вся моя фототехника успела окупиться».

У хорошего коммерческого фотографа расписана каждая минута и доход от основной деятельности достаточный. А работа с фотобанками требует времени и усилий. Есть профи, нанимающие даже специальный персонал, который занимается обработкой и размещением фотографий в интернет. Еще года два-три назад можно было работать с фотобанками, имея даже любительскую технику. Теперь же без хорошей техники, оптики и света рассчитывать на большой процент принятых фотографий и значительные продажи не приходится. Возросли требования к качеству, разрешению изображений, а любительская техника с такими задачами не справляется. Мало сделать снимок – необходимо обработать его в графическом редакторе, придать привлекательный вид.

Дмитрий, IT-специалист: «Фотография в микропейментовых фотобанках по стандартным лицензиям продается по цене от одного до десяти долларов. Вся идея в том, что снимок может продаваться многократно. Это чистый бизнес. Можно оценить фотографию и в 100 долларов, и она продастся в лучшем случае раз за год. Или выставить ее за доллар, и она продастся более 100 раз. На рынке существует большая потребность в простых фотографиях для оформления. Например, изолированные объекты на белом фоне. Когда нужен снимок одного банана, никто не будет за него платить 100-200 долларов. И в традиционных банках его покупать нецелесообразно. Поэтому микропейментовые фотостоки вне конкуренции».

Получите ваши денежки

В эпоху абсолютной глобализации совершенно не имеет значения, где находится фотограф – он может сотрудничать с фотобанками и продавать свои работы по всему миру. Микропейментовые стоки работают с сервисами электронных платежей PayPal или Moneybookers, заработок переводят на электронный cчет, а фотограф оттуда – на свой банковский.

Так же стоки высылают чеки по почте. Их потом можно обналичить в любом обычном банке. Но тут свои «прелести»: во-первых, время ожидания чека, во-вторых, потеря части суммы в виде комиссионных банка.

Воровать нехорошо!

Как ни прискорбно, но на пост-советском пространстве большинство считает: зачем покупать, если можно взять бесплатно? Интернет насыщен картинками, а диски с клипартами продаются на базарах. Их использование – это пиратство, или попросту воровство, ведь правообладатели фотографий не получают никаких отчислений с этих продаж.

Не секрет, что украинское законодательство к этому вопросу относится слишком лояльно. Отчасти поэтому на просторах бывшего СССР все фотобанки находятся в своей определенной нише и замкнуты в основном на внутренний рынок.

Кроме того, на западе другие законы и правила: для любой отчетности там достаточно публичной оферты при покупке изображения. Нет необходимости в налоговых накладных, актах выполненных работ и т.п. У нас же, чтобы легально приобрести снимок, все эти бумаги надо иметь. Но микропейментовые стоки таких документов не предоставляют ни в каком виде. Нет и возможности проплатить им покупку по безналичному расчету. Кое-какие подвижки в этом направлении пытаются делать в России, но украинский рынок пока не сдвинулся с мертвой точки.

Эта моя статья была опубликована в журнале “Статус” 18 февраля 2008 года.